Сага о Волсунгах I
Здесь начинается и говорится о том человеке, что звался Сиги и слыл
сыном Одина. И другой еще человек помянут в саге, а имя ему - Скади; он
был властен и велик, а все же из них двоих был Сиги и властнее и
родовитее, как говорили люди в то время. Был у Скади раб, о котором
стоит сказать в саге; звали его Бреди; он был разумен во всем, за что
ему приходилось браться; иные слыли поважнее его, но искусства и
сноровки было у них не меньше, да, пожалуй, чуточку и побольше.
Надо теперь сказать о том, что всякий раз, как Сиги выезжал на
звериный лов, был с ним и раб-тот, и гонялись они за зверем весь день до
вечера. А когда вечером сходились, то всегда случалось так, что Бреди
убил много больше... чем... Сиги; (и тому казалось) хуже худого (что
какой-то) раб охотится лучше его.
Вот приезжает он под вечер домой и говорит, что Бреди ускакал от
него в лес - "и скрылся он с глаз моих, и ничего я о нем не знаю", Скади
слышит речь Сиги и думает, что это, верно, обман и что Сиги убил раба.
Вышли люди его искать, и тем кончились поиски, что нашли его в некоем
сугробе, и велел Скади тому сугробу именоваться отныне Сугробом Бреди, и
переняли это люди и зовут так всякий сугроб, который побольше. Тут и
открылось, что Сиги убил раба и умертвил преступно. Тут объявили его
лишенным мира1,
и не может он больше оставаться дома у отца. Тогда Один проводил его
вон из той страны и совершил с ним долгий путь, и не оставлял его, пока
тот не пришел к боевым стругам. И вот собрался Сиги в поход с тою
дружиною, что дал ему отец при расставании, и в походе том был он
удачлив. И так повернулось его дело, что, наконец, завоевал он себе
землю и владение, а затем взял за себя знатную невесту и стал могучим
конунгом и большим человеком и правил в Гуннской земле и слыл величайшим
воителем. Был у него от жены сын по имени Рери; он рос у отца и вскоре
стал высок ростом и ко всякому делу годен.
Вот стал Сиги стар годами. Было у него много завистников, так что,
наконец, сговорились против него те, кому он крепче всего верил; а то
были его шурья. Напали они на него, когда он меньше всего ожидал, и было
у него мало людей, а у них больше, и в той схватке пал Сиги со всею
своею гридью.
Сын его Рери не был при том побоище, но получил он от друзей своих и
властителей такую силу войска, что овладел и землею и престолом после
Сиги, отца своего. И вот он видит, что стал обеими ногами на своем
господарстве и вспоминает он о распре своей с дядьями, убийцами отца; и
собирает тут конунг большую дружину и идет войною на родичей своих с тою
ратью. И они знают, какова их вина перед ним и что мало он теперь ценит
родство с ними. И сделал он так, что ушел оттуда не раньше, чем убил
всех кровников своих, хотя и было это совсем негоже. Тут завладел он
землею и властью и богатством и стал он теперь большим человеком, чем
был отец. Взял Рери большую добычу и жену такую, чтоб была ему под
стать. И вот живут они вместе долгое время, и нет у них ни детей ни
наследников. Это показалось им за беду, и просят они богов с великим
рвением, чтобы родилось у них дитя. И вот говорят, что Фригг услыхала их
мольбу и Один тоже, о чем они просили; он недолго думает и зовет свою
валкирию, дочку Хримни-йотуна, и дает в руки ей яблоко и велит отнести к
конунгу. Она взяла яблоко то, надела на себя воронье платье2
и полетела, пока не прибыла туда, где конунг тот сидел на кургане. Она
уронила яблоко конунгу на колени. Он схватил то яблоко и догадался, к
чему оно. Идет он тогда домой к своей дружине, и вошел к королеве и поел
от того яблока.
1 Т.е. каждый может его убить. Безнаказанно.
2 волшебная
одежда из перьев, надевший которую превращался в птицу; оборотни часто
воспринимались как "ряженые" в звериный или птичий наряд.
Источник: http://www.fbit.ru/free/myth/texty/volsung/001.htm |