Прядь о Гисле Сыне Иллуги
I
Во времена правления Магнуса конунга1
приехал из Исландии в Норвегию человек по имени Гисл. Он был сыном
Иллуги сына Торвальда, сына Тинда. Тинд был братом Иллуги Черного. Гислу
было семнадцать лет, когда он отправился в Норвегию. Он вел себя
скромно и был молчалив. Он нанялся к одному знатному человеку, звали его
Хакон из Форборди. Всю зиму Гисл почти ничего не ел и не пил и был
всегда невесел. Как-то раз Хакон сказал Гислу:
- Я наблюдал за тобой и заметил, что у тебя всегда угрюмый вид.
Похоже, ты обдумываешь что-то важное или решился на немалое дело. Скажи
мне, что у тебя на уме, и каково бы ни было это дело, я сохраню его в
тайне. Однако мне вряд ли понравится, если ты не захочешь мне открыться и
отправишься отсюда совершать великие подвиги.
Гисл отвечает:
- Твоя правда, и я скажу тебе все как есть. Имя этого человека
Гьяввальд, и как мне говорили, он теперь конунгов дружинник. Гьяввальд
участвовал в убийстве моего отца вместе с Тормодом сыном Колли, своим
тестем, там, в Исландии, и у меня на глазах нанес ему смертельную рану. Я
затем и приехал в Норвегию, что решил отомстить за отца или погибнуть.
- Безнадежная это затея, - говорит Хакон, - потому что Гьяввальд -
ближайший человек Магнуса конунга и чужестранцу вряд ли удастся до него
добраться. Но я не стану тебе мешать.
Магнус конунг сидел в эту зиму в Нидаросе, и Гьяввальд находился
при нем в большом почете. Гисл отправился в город и по совету Хакона,
своего хозяина, пошел на такую хитрость: он облил себе лицо горячим
воском и дал ему застыть. От этого его лицо казалось обезображенным. Он
подстерегал Гьяввальда, но ему все не представлялось удобного случая.
II
Как-то раз в субботу рано поутру Гисла остановил на улице сильный
шум. Он увидал, что едет Магнус конунг, а с ним большая свита. Был там и
Гьяввальд. Тут из одного двора вышла женщина с ребенком на руках, это
была Хельга дочь Тормода, жена Гьяввальда. Она окликнула его, и он
направился к ней, а конунг со свитой проследовал дальше. Потом Гьяввальд
пошел по улице с каким-то человеком. Тут Гисл подбежал к нему и нанес
удар. Удар пришелся в плечо, рука повисла, но не отскочила. Гьяввальд
обернулся, и тогда Гисл нанес удар в другое плечо, и эта рана была такая
же как и первая. Гьяввальд упал. Гисл побежал вниз, к причалам, туда,
где стояла лодка, груженная бревнами. Владельца лодки звали Торстейн,
это был низкорослый исландец. Гисл вскочил в лодку к Торстейну, так что
бревна попадали за борт, и принялся грести к Бакки. Когда они оказались
на середине реки, Гисл поднялся и прокричал в сторону причалов:
- Объявляю, - сказал он, - что это я нанес раны Гьяввальду,
дружиннику Магнуса конунга, если он ранен, и я убил его, если он убит.
Готовым-к-Убийству звался я утром, а вечером, надеюсь, буду зваться
Необреченным.
Затем они пристали к берегу у Бакки и Гисл бежал на сушу. Тут в
городе затрубили и бросились искать его на кораблях и на суше. Его нашли
в мелких зарослях и отвели в город. Конунговы люди обвинили Торстейна в
том, что он перевез Гисла через реку, и сказали, что он де также
заслуживает смерти. Тогда Гисл сказал:
- Не обвиняйте его в том, в чем нет его вины.
Проходя мимо Торстейна, Гисл подхватил его. Тот был настолько мал
ростом, что едва доставал ему до подмышек. Гисл подбросил его вверх
одной рукой и сказал:
- Судите сами, - говорит он,- мог ли этот бедняга защитить от меня
свою лодку, когда я подбрасываю его в воздух, как ребенка. Отпустите его
с миром, потому что он невиновен.
Они так и сделали и сказали, что Гисл говорил хорошо и как подобает мужу.
Гисла заключили в оковы, которые повелел изготовить Харальд конунг
сын Сигурда, и никому еще не удавалось из них освободиться. Он сидел в
подземелье под надзором одной женщины. В городе тогда собралось
множество народу. Там было три исландских корабля. Одним правил Тейт,
сын Гицура епископа; был там также Ион Священник сын Эгмунда2, который потом стал епископом в Холаре. В городе было не меньше трех сотен исландцев.
Магнус конунг был вне себя от ярости. Он сидел вместе с городским
епископом; там находился и Ион Священник, он был другом епископа. Конунг
сказал, что Гисл должен быть убит, и в этот момент колокол возвестил о
начале праздника. Конунг сказал;
- Как, уже третий час? Взгляните-ка на солнце!
Так и сделали, и оказалось, что было только начало третьего часа3. Епископ сказал:
- Государь, хоть этот человек и содеял немалое, по случаю праздника ему бы следовало даровать пощаду.
Конунг сказал:
- Это ваша уловка, однако вы рассудили против моей воли.
- Вовсе нет, государь, - говорит епископ, - вам решать, как с ним поступить.
Затем собрались исландцы. Там было много родичей и друзей Гисла;
они обсуждали это дело и советовались, что предпринять. Они были в
большом затруднении и так ни о чем и не договорились.
III
Наступило воскресенье, и конунгу передали, что Гьяввальд хотел бы с ним увидеться. Конунг пришел к нему. Гьяввальд сказал:
- Я хочу, государь, привести в порядок мои дела, потому что не
знаю, сколько мне еще отпущено времени. Я хотел просить вас даровать
Гислу пощаду. Он храбро отомстил за своего отца.
- Не стоит на это рассчитывать, - говорит конунг. Гьяввальд сказал:
- Ты знаешь, конунг, что я долгое время следовал за тобой повсюду и
не раз рисковал своей жизнью ради твоей. Я всегда с готовностью
выполнял все поручения, какие ты на меня возлагал, хороши они были или
плохи, и теперь, может статься, это наша последняя встреча. Я уже
беседовал со священниками и поведал им о своих делах, и причастился. Они
говорят, что я смогу заслужить спасение, если прощу то зло, которое
причинили мне. И я ожидаю, государь, что ты не станешь преграждать мне
путь в царствие небесное тем, что предашь смерти этого человека.
- Будь по-твоему, - говорит конунг. Он ушел, а Гьяввальд вскоре умер.
IV
В понедельник рано поутру исландцы держали совет. Тейт сказал:
- Не много нам чести, если наш земляк и достойный собрат будет
убит, однако все мы видим, что любой, кто ввяжется в это дело, рискует и
жизнью своей, и имуществом. Предоставим конунгу решать, и если не
удастся сохранить жизнь этому человеку, то пускай и мы все умрем, а нет -
так всем будет дарована пощада. Мы должны выбрать своего вожака и
слушаться его.
Они все высказались за то, чтобы он стал их предводителем, а они будут следовать его советам. Он сказал:
- В таком случае вы все должны поклясться мне в том, что не станете
жалеть ни себя, ни своего добра ради того, что я сочту нужным
предпринять в этом деле.
Они так и сделали.
Потом они пошли в баню, и тут затрубили в рог. Тейт тотчас же
выскочил из бани. Он был в рубахе и полотняных штанах, лоб ему
обхватывал золотой шнурок, а поверх рубахи изнанкой наружу накинут был
двуцветный плащ на сером меху, алый с коричневым.
Сбежались все исландцы, однако, когда трубят на сходку, всегда
проходит какое-то время, прежде чем соберется народ. Тейт сказал:
- Пойдем не мешкая к дому, где сидит Гисл, чтобы подоспеть туда раньше конунговых людей.
Они двинулись по улице с большим шумом, а у той женщины окно как
раз выходило на улицу. Она выбежала поглядеть и сказала Гислу:
- Большое несчастье, что ты здесь, потому что сюда идут люди конунга.
Гисл отвечает:
- Не будем из-за этого горевать, хозяйка. Он сказал тогда такую вису:
Вешать нос до срока
скальд не станет, - сталью
ноги нам нагреют -
хоть сулят расправу.
Смерть не диво, дева,
древо сечи хочет
подвиг свой восславить
висой напоследок.
|
Тут они принялись рубить дверь, и она с треском разлетелась. Люди
увидели, что Гисл слегка шевельнулся. Тейт сбил с него оковы, взял его в
свой отряд и они отправились на сходку. А навстречу им шел Сони
Предводитель Гостей
4. Он шел забрать Гисла. Он сказал:
- Вы, исландцы, не теряли времени даром. Сдается мне, что вы решили
сами вершить суд над этим человеком. Но конунг и его люди хорошо
помнят, что вы натворили нынче утром, а Магнус конунг не прощал и
меньших оскорблений, чем убийство его дружинника этим салоедом.
V
Когда начался тинг, первым поднялся Сигурд Шерстяная Нитка. Он сказал:
- Я полагаю, большинству присутствующих известно, что убит наш
товарищ по оружию, Гьяввальд. Приехал из Исландии человек с обвинением
против него, но не стал требовать себе возмещения, как поступают другие,
а взял и убил его. Нам, людям конунга, кажется, что иные считают
пустяком перебить по одному всех конунговых дружинников. Может статься,
со временем они так расхрабрятся, что и с самим конунгом будут считаться
не больше, чем с другими. То, что здесь произошло, - большой позор и
заслуживает жестокой кары, и это дело не поправить, даже если за одного
нашего человека убить десятерых исландцев и так наказать их за дерзость,
чтобы им впредь неповадно было захватывать людей, находящихся во власти
конунга.
И он умолк. Тогда встал Тейт, сын епископа, и сказал:
- Не разрешит ли конунг теперь мне взять слово?
Конунг спросил у человека, стоявшего рядом:
- Кто этот человек?
Тот отвечает:
- Государь, это Тейт, сын епископа.
Конунг сказал Тейту:
- Ни в коем случае не разрешу я тебе говорить, потому что от твоих
речей не приходится ждать ничего хорошего, и ты заслужил, чтобы тебе
отрезали язык.
Тогда встал Ион Священник, сын Эгмунда, и сказал:
- Не разрешит ли конунг мне сказать несколько слов?
Конунг спросил:
- Кто теперь говорит? Тот человек отвечает:
- Исландский священник Ион.
Конунг сказал:
- Разрешаю тебе говорить.
Ион Священник начал свою речь так:
- Благодаренье Богу, эти страны стали христианскими, и Норвегия, и
Исландия, ибо прежде бродили вперемешку и люди, и демоны, а нынче дьявол
остерегается показываться нам на глаза. Теперь он использует людей для
исполнения своих замыслов. Вот и сейчас, как все мы слышали, он говорил
устами того, кто здесь только что выступал. Уже был убит один человек, а
он убеждает нас, что нужно убить еще десятерых. Я думаю, такие люди
многого добьются своими дурными делами и злыми уговорами, если захотят
отвратить хёвдингов от справедливости, милосердия и прочих добрых
привычек и станут подстрекать и подбивать их творить жестокости и
злодейства, дабы порадовать врага рода человеческого убийством крещенных
людей. А ведь мы, государь, такие же верные тебе люди, как и те, что
живут в этой стране. Следовало бы вам, правителям, которые сидят в этом
мире и вершат суд над народом, подумать о том, что вы представляете на
земле того Судию, который придет в Судный день вершить суд над всем
миром. И теперь, государь, в вашей власти вынести правый приговор и
остеречься выносить неправый, ибо на всякий тинг и на всякую сходку
является сам всемогущий Господь со своими святыми. Бог посещает добрых
людей и правый суд, а дьявол приходит со своими слугами к дурным людям и
на неправый суд, и можно не сомневаться, что придет Судья, который
рассудит обе стороны по справедливости. Подумайте-ка теперь, государь,
какой огонь горит жарче и дольше, тот ли, что разведен в печи, когда
жгут дубовое полено, или тот, что зажжен от сухой ветки. Так вот, если
ты, конунг, будешь вершить неправый суд, то быть тебе брошенным в тот
огонь, где горит дубовое полено, но если ты рассудишь по справедливости,
то можно надеяться, что ты очистишься в том огне, что зажжен от сухой
ветки.
Так окончил Ион Священник свою речь. Конунг сказал:
- Сурово ты говорил, священник.
Однако не было заметно, чтобы он был сильно рассержен. Тогда встал Гисл и сказал:
- Не позволишь ли, конунг, и мне сказать несколько слов?
Конунг спросил, кто говорит. Ему сказали.
- Я не стану тебе препятствовать, - говорит конунг. Гисл сказал:
- Я хочу рассказать о том, что отец мой был убит, и это дело рук
Гьяввальда и Тормода. Мне тогда было шесть лет, а Торвальду, брату
моему, девять. Мы оба присутствовали при убийстве моего отца. Гьяввальд
тогда сказал, что и нас, братьев, также следует убить. И не очень-то
достойно мужчины рассказывать о том, государь, что мне тогда трудно было
сдержать слезы.
Конунг сказал:
- Однако ты их мужественно проглотил.
Гисл сказал:
- Сказать по правде, государь, этой весной я долго подстерегал
Гьяввальда, и дважды был совсем близок к цели. В первый раз дело
кончилось ничем из-за моего почтения к церкви, а в другой раз мне
помешал колокольный звон. И теперь я думаю, что колокольный звон может
спасти мне жизнь. Однако я сочинил о вас хвалебную песнь и хотел бы ее
исполнить.
Конунг сказал:
- Говори, если хочешь.
Он исполнил песнь с достоинством, однако в ней было немного искусства. Потом Гисл сказал Тейту:
- Вы отнеслись ко мне с большой добротой, но теперь я не хочу
дольше подвергать вас опасности. Я хочу отдать себя во власть Магнуса
конунга и подчиниться его воле.
- Поступай как знаешь, - говорит Тейт. Гисл снял с себя оружие,
подошел к конунгу, положил голову к нему на колени и сказал:
- Делайте теперь с моей головой, что хотите. Однако я буду
благодарен, если вы даруете мне жизнь и сделаете меня таким человеком,
каким пожелаете.
Конунг отвечает:
- Сам будь хозяином своей голове. Садись за стол на место
Гьяввальда, ешь и пей, и исполняй ту же службу, что выполнял он прежде. Я
поступаю так по просьбе Гьяввальда, моего друга. А теперь я вызываю
восьмерых исландцев быть поручителями в этом деле. За убийство
Гьяввальда я назначаю штраф в шестнадцать марок золотом. Половину должен
уплатить ты, а другую половину пусть уплатят по марке поручители.
Они поблагодарили конунга и на том уладили это дело. Потом конунг обратился к Иону Священнику:
- Мне понравилась твоя речь, ты говорил от Божьего имени, и я хотел
бы, чтобы ты за меня молился, потому что твои молитвы имеют большой вес
у Господа, ибо я верю, что ты поступаешь так, как угодно Богу.
Тот пообещал конунгу молиться за него.
Однажды, когда Ион Священник шел по улице, к нему обратился какой-то человек:
- Зайди в этот дом, - сказал он, - с тобой хочет увидеться Сигурд Шерстяная Нитка.
Он так и сделал. Сигурд сказал:
- Не знаю, священник, в чем тут дело, однако твои слова пошли мне
во вред, и я заболел. Я хочу, чтобы ты прочел надо мной молитвы.
Он так и сделал и благословил его. Тогда Сигурд сказал:
- Многое могут сотворить слова твои, и суровые, и добрые, потому что мне уже полегчало.
Сигурд дал Иону Священнику богатые подарки, и они расстались
друзьями. Этот Сигурд основал мужской монастырь на Нидархольме и передал
ему большие владения.
После этого Ион Священник и Тент, сын епископа уехали в Исландию.
Тейт сделался большим человеком, но прожил недолго, а Ион Священник стал
епископом в Холаре и теперь считается святым.
Источник: "Корни Иггдрасиля", М., "Терра", 1997.
Оцифровка: Halgar Fenrirsson
1 Магнус Голоногий, норвежский король (1093-1103).
2 Первый епископ в Холаре (1052-1121), впоследствии канонизирован.
3 Начало праздника - 3 часа пополудни предыдущего дня.
4 Гости - слуги короля. Получали вдвое меньше дружинников, использовались в основном как посланцы или для опасных поручений.