Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы,
практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до
принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская
религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового
царств до позднего и греко-римского периода.
В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было
большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам.
Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на
поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому
египетская религия рассматривается как политеистическая. Просуществовал также
недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический.
Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали
монотеистические тенденции.
Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как
одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма —
современного варианта древнеегипетской религии.
Ранние верования
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных
культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их
пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой
ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные
изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу
жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб
Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские
религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их
жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега
плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение
благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения
(олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и
наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать
древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами
астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых
поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой
отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в
виде животного — тотема.
Культ животных
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении
веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было
сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города
часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось
в их названиях (см. список номов Древнего Египта), также многие иероглифы
египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб
и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств: Быки и коровы
Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия,
изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических
верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные связи
быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога: ) полное
тождество ) бык (корова) как земное воплощение божества ) как атрибут божества.
Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне
больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ, центры
культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем
Египте — в городе Иуни (Гетмонтис).
- боги принимавшие образы
быков — Атум, Осирис;
- богини-коровы —
Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор;
- божества-быки —
Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);
- боги слияния культов с
быком Хепом (Аписом) — Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис;
Гиппопотам
- в некоторых мифах враги Ра,
слуги Сета, могли выступать в виде гиппопотамов;
Змея
Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона
(впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет
изображалась с головой змеи или в образе змеи. Под землей бога Ра подстерегает
бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея.
Крокодил
Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались
обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи,
становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились
молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.
Основные центры культа в Верхнем Египте — I ном: город Небут (греч. Омбой,
рим. Омбос), IV ном: город Уасет (греко-рим. Фивы), XXI ном: город Шена-хен
(греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).
- с формированием культа антропоморфных
богов, некоторые из них сохранили зооморфные черты крокодила и он
считалися их воплощением на земле — Себек, Себектет;
- зооморфные черты крокодила
были у чудовища Амат;
- в некоторых мифах враги Ра,
слуги Сета, могли выступать в виде крокодилов;
Сокол (или ястреб)
Божества-соколы
почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но все они,
как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ
трансформировлся от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение
которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот,
ещё больше дифференциируясь на ипостаси.
• основное божество-сокол — Хор (греч. соответствие по
Геродоту — Аполлон);
• основные ипостаси Хора — Хор Бехдетский, Хор-са-Исет; менее
значительные ипостаси — Хор-па-херд (греч. Гарпократ), Хор-Сематауи, Хор-ур
(греч. Хароерис), Хор Хекенский, Хор Хенти-Хети;
• отождествления Хора —
+ Ра → Ра-Харахути,
Хор-эм-ахет, Хор-па-Ра;
+ Амон + Ра →
Амон-Ра-Харахути
+ Монту + Ра →
Монту-Ра-Харахути
• прочие божества-соколы (иногда отождествлялись с Хором) —
Монту, Немти, Сопду;
Пантеон богов
Древнеегипетская религия, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась
результатом слияния независимых племенных культов.
Внешний вид
Египетские боги
отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что
религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем
некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом,
например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская
мифология насчитывает около богов, хотя
большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
Большинство богов
представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе
напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько
богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех,
Герех, Тенему.
Сотворение мира
В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении
мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и
Мемфис — выработали различные варианты космогонии (не знаем что это) и
теогонии.
Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного
бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков
образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум
появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный
камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут,
богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню
неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и
Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих
соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что
мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта
восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы
творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет —
бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара
неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и
Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти
божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее
творение.
Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о
сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города.
Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что
Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем.
Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании
словом и волей.
Другие мифы
Убийство Осириса
Четвёртое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее
ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал
коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на
праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он
придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошёл только
Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил её свинцом,
а затем утопил его в Ниле.
Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он
присвоил себе власть над всем миром.
Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета.
Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе
дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась
при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась
ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила
тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.
Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной
мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей
стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что
крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.
Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою
власть над Египтом и всем миром.
Война богов
Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождении и о
родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились
многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и,
разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника,
принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью,
Тоту удалось предотвратить её смерть, но все остальные боги отвернулись от
Гора.
Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях,
которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой
правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам
вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла
к Гору.
Глаз Гора
Во время войны с Сетом
Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также
спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уаджет) стал символом
исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как
амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов,
курсирующих по Нилу.
Объединение страны
Ра, видевший, что мир
пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на
совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги
разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт(так же её
называют Маат) богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался
так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший
загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору
досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.
Уничтожение человечества
Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в
царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и
не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и
объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на
совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы
люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету
бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в
форме богини Сехмет, чтобы покарать их.
Для этой цели была выбрана Хатор, и после превращения в злобную львицу
Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое,
что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце
преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не
так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Тогда Ра
пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый
Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан
порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела
это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько
она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.
Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на
спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги
схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо
с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история.
Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху
Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.
Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев
бога настигает непокорных людей.
Культ Атона
Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В
период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право
некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение
Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в
рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и
практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».
Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным
божеством вновь стал Амон-Ра.
Погребальный культ
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце
концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю
египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной
обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта
выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте
своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела.
Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования,
владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический
период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как
человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию
Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших
времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем
Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат
Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при
сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в
ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного
оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая
грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в
виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом
жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение,
воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.
Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа
об Осирисе:
Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам,
включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб,
пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и
царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником
письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету.
Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный
саркофаг, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой
саркофаг тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные
примерили саркофаг, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему
просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку саркофага,
запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра
и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на
поиски мертвого царя и в конце концов нашли саркофаг с его телом, который
выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в
священный город Буто, но Сет нашёл его и разрубил на множество частей. Части
расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их
все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий
легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал
тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое
существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида
родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического
оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала
богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих
правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе
ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет
обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но
божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он
стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и
они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из
легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам
Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог.
Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать.
Легенда о нём появилась в «текстах пирамид», но источник её неизвестен. Она
попала в район Дельты откуда-то ещё, и Осирис поглотил древний культ бога
Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему
Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых
других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из
египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была
уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как
метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора
урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и
бесплодия.
Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или
бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими
веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые
относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области
уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела
извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а
образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию
укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был
усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие
стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от
тления.
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII
династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и
глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной
охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные
глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно
помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где
климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем
состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса
III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в
Каирском музее).
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и
ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для
фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески
Саккары.
Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно
пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и
монументальна, а совершенство её пропорций является результатом сложных
математических расчетов. Её высота достигала , м, длина каждой из четырёх
сторон основания — , м. На сооружение этой пирамиды понадобилось кв. м. глыб камня (или как считают многие
ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на
современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около кв.метров. Облицовка её наружных стен была,
по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское
название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с
планировкой её внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с
пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом
узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых
разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление
каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на -й параллели, было
ориентировано на стороны света, но в
связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия
эта ориентировка уже не так точна, как прежде.
Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого
ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых
было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с
останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях
переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу
процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии,
происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый
коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в
верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени
Микерина — -и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась
молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом,
с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период
Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в
подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырёх сторон
пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи,
предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру.
Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет м длины. Вблизи каждой пирамиды находился
огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.
Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже
сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно
господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых,
как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и
обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия
усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и
высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и
близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных
государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти,
возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была,
несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились
вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса
Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по
размерам.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мифология_Древнего_Египта |