Легенды и сказания древнего Рима
Судить
о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как
источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и
часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций.
В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян
первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких
определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют
безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные
отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах
"Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян,
цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития
зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку.
Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных
актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола
древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у
некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж
или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или
каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том,
что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер -
камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы
толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и
нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило
обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало
антропоморфизации богов в созданию мифологической системы.
Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные
отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую
триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали
какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и
особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных
богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять
статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в
иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические
обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение
теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным
творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были
юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и
казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у
римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие
бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее
время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок
известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.).
Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств
обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в
определенном случае (например, при землетрясении, так как не было
известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения
злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола
с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней
общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с
описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи
растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной,
женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г.
Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и,
следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания.
Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной
мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима
порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких
примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность,
отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций:
религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или
конфликтные соотношения между богами.
По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что
конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских
легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула
(религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция)
с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз
этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов,
отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в
честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация).
Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как
причастных к одной из трех социальных функций и возводит к
индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь
Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке
Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со
скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином).
Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и
показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская
мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад
возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали
отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность
римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее
политический характер, обусловленный особенностями римского государства
как посредника между гражданами и богами.
На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских
братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов
Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а
также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что
верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким
верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о
сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о
происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и
последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение
культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов)
подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и
Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой,
сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с
близкой Диане Энарией в священном лесу.
Источник: http://ulenspiegel.od.ua/legendy-rima |