Эпос о Гильгамеше
«Э́пос о
Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» (ša nagba imuru), — одно из
старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в XXII веке
до н. э. в Древнем Шумере. Судить о нём можно только по гораздо более поздним
спискам из клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассирии, относящимся к
VII веку до н. э. Согласно другой версии — создавался в течение тысячи лет.
Сохранились
отдельные шумерские песни о Гильгамеше и Энкиду. У них один и тот же противник
— Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, в
шумерских песнях носящие шумерские имена, в эпосе о Гильгамеше — аккадские. Но
в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом.
Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях,
а в отношениях с человеком Энкиду. Эпос о Гильгамеше — это гимн о дружбе,
которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает,
облагораживает.
Также в эпосе
отражены многие взгляды философии того времени на окружающий мир (элементы
космогонии, история о «Большом потопе» в поздней редакции), этику, места и
судьбы человека (поиски бессмертия). Во многом поэма близка известным
произведениям Гомера — Илиаде и Одиссее.
Сюжет
Эпос повествует о полубоге
Гильгамеше, великом воине и царе Урука. Сила его была столь велика, что никто
не мог противиться ему. В ответ на жалобы людей на буйства Гильгамеша, богиня
Аруру создаёт Энкиду — человека, живущего среди зверей и как зверь, мешающего
людским охотникам ловить добычу — спасающего зверей. По совету отца один из
охотников идёт в Урук и обращается за помощью к Гильгамешу. Гильгамеш даёт ему
блудницу Шамхат. Блудница соблазнила Энкиду, и отвернулись от него дикие звери.
Шамхат предлагает Энкиду пойти в Урук, где живёт могучий Гильгамеш, Энкиду
решает сразиться с ним. Шамхат же предлагает быть смиреннее и рассказывает о
вещих снах Гильгамеша, в которых боги предсказывают ему появления сильного
друга.
По пути в Урук Шамхат учит
Энкиду носить одежду, питаться хлебом и употреблять алкоголь. Придя в Урук,
Энкиду перекрывает вход в брачный покой, куда имел право входить только
Гильгамеш. Жители Урука признают его своим героем. Схватились герои в битве, но
силой были равны, и Гильгамеш повёл его к своей матери Нинсун, где они
братаются, но Энкиду плачет из-за того, что некуда ему приложить свою силу.
Гильгамеш предлагает ему пойти в поход против Хумбабы — хранителя кедровых
лесов в Ливане, Энкиду пытается отговорить Гильгамеша, рассказывая как опасен
лес Хумбабы и сам Хумбаба, которого боги наделили силой и храбростью, но
Гильгамеш убеждает Энкиду тем, что жизнь человека и так коротка, и лучше
умереть как герой, о котором будут помнить в веках, чем в безвестности.
Старейшины Урука тоже пытаются отговорить его, но потом благословляют и просят
Энкиду беречь царя. Перед походом они посещают царицу Нинсун, которая тоже
беспокоится за сына и приносит жертву богу Шамашу.
По пути к кедровому лесу
Гильгамешу снятся сны, которые Энкиду трактует как предсказания победы над
Хумбабой, но в итоге они обращаются к богу Шамашу за наставлением и он велит им
немедля напасть на Хумбабу, пока он надел только одно из семи ужасных одеяний.
Герои опасаются входить в лес, но Гильгамеш подбадривает Энкиду, и они входят
во владения Хумбабы и начинают рубить кедры, появление Хумбабы пугает их, но
поддержка Шамаша заставляет друзей напасть на хранителя леса и убить его и семь
его одеяний-лучей.
Богиня Иштар предлагает
Гильгамешу стать её мужем, но он отказывает, говоря, что мужей было у неё
много, а теперь все либо убиты, либо околдованы. Озлобленная Иштар просит Ану
создать быка, способного убить героя, но Гильгамеш и Энкиду слаженными
действиями побеждают быка. Энкиду снится сон о том, что боги Ану и Энлиль хотят
убить его, хотя Шамаш заступается за него. Гильгамеш хочет обратиться с
молитвой к Энлилю, но Энкиду отговаривает его, а сам обращается к Шамашу,
проклиная охотника и блудницу Шамхат, однако Шамаш указывает Энкиду на то, что
дала ему Шамхат, и он отменяет своё проклятье, заменяя его благословлением.
Энкиду заболевает и вскоре
умирает. Гильгамеш печалится и приказывает сделать статую брата. Гильгамеш
уходит в пустыню, в странствие, осознав свою смертность после смерти друга, он
устрашается смерти. Путешествуя, он доходит до края мира, где встречает
человека-скорпиона и рассказывает ему о своей печали и о том, что хочет найти
Утнапишти, единственного человека, получившего бессмертие (по некоторым
источникам — предок Гильгамеша), и расспросить его о жизни и смерти.
Человек-скорпион говорит, что путь в страну Дильмун, куда боги поселили
Утнапишти, лежащий через длинную пещеру, страшен и людьми не хожен — только
боги ходят этим путём. Гильгамеш не устрашается, и человек-скорпион
благословляет его.
Гильгамеш с первого раза не
осилил трудный путь — устрашился и вернулся, со второй попытки он прошёл пещеру
и оказался в прекрасном саду из драгоценных каменных деревьев. Там встречает он
хозяйку богов Сидури, которая, испугавшись, закрывается от него в доме, и
сначала не верит, что он Гильгамеш, так как он грязен и худ, ему приходится рассказать
свою историю. Она пытается убедить его, что бессмертие не положено человеку —
не стоит тратить время на поиски — лучше радоваться жизни, но Гильгамеш
спрашивает её, как найти Утнапишти, она говорит, что, кроме Шамаша, никто не
может переправиться, и только Уршанаби, корабельщик Утнапишти, у которого в
лесу идолы, может помочь.
Уршанаби помогает Гильгамешу
добраться до Утнапишти. Гильгамеш рассказывает ему о своём горе и спрашивает,
как Утнапишти удалось стать равным богам. Утнапишти рассказывает историю о
потопе, в котором выжил только он, и боги приняли его к себе, но для Гильгамеша
богов на совет не собрать. Утнапишти говорит Гильгамешу, что есть на дне океана
цветок, что даёт вечную молодость, тот добывает его и решает сначала испытать
его на старцах Урука. Но по пути обратно змея похищает цветок и Гильгамеш
возвращается ни с чем.
В некоторых интерпретациях также
присутствует продолжение в котором Гильгамеш встречается со своим братом Энкиду
вышедшем из загробного мира и повествующее о тяжком бытии в мире мертвых (для
древних шумеров свойственно довольно мрачное представление об посмертном
существовании, в отличие, например от египтян). После чего Гильгамеш смиряется
с участью смертного.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпос_о_Гильгамеше |